Форум » Архивы обсуждений » "Холодное железо властвует над всем" » Ответить

"Холодное железо властвует над всем"

Роджер де Квинси: Или свободное рассуждение на тему, что у нас было из доспеха и вооружения, а чего не было. О войсках, о железе, и т.д. и т.п.

Ответов - 22, стр: 1 2 All

Роджер де Квинси: «Дорогу панцирной пехоте» в светлое будущее... Ибо в «наше» время панцирной пехоты нет. Тяжелый пластинчатый доспех появился в позднем средневековье. Но даже в позднем средневековье его мог позволить себе только очень богатый рыцарь. В «наше» время основным доспехом не самых зажиточных бойцов является банальная кожаная или стеганая куртка. Усиленная заклепками, зерцалами, кольчужными вставками и т.д. и т.п. Чтобы не вводить читателя в заблуждение, оговорюсь. Тот же персидский царь Дарий в Битве при Иссе (333 век до н.э.) использовал панцирную пехоту. Но что именно это были за панцири и во что была одета пехота, настоятельно рекомендую посмотреть. О Куликовской битве, где также упоминаются находки панцирных пластин (но это уже 1380 год!), говорит Олег Двуреченский1- «Отсутствие значимых находок боевого снаряжения на поле боя историки объясняют тем, что в средние века «эти вещи были безумно дорогими», поэтому после сражения все предметы были тщательно собраны. Тем не менее, археологическим экспедициям удаётся делать представляющие исторический интерес находки: втулку, основание копья, кольчужное колечко, обломок топора, части оторочки рукава или подола кольчуги, сделанные из латуни.» Еще одним косвенным свидетельством позднейшего возникновения панцирной пехоты является то, что такой подвид меча, как эспадон, широко распространился только XV—XVII вв, как раз для противостояния панцирникам (в своем облегченном варианте, использовался легкой пехотой)2 К вопросу о том, были рыцари наемниками или не были. Были, конечно. Наемное войско как раз в «наше» время приобретает популярность. Хотя и простые люди имели шанс попасть в рыцари, тем не менее, рыцарское посвящение чаще получал тот, кто имел лен. Во Франции наделённые ленами министериалы, то есть sergent fieffé,, приравнивались к низшей знати. Возможность купить феод была для простолюдинов «дорогой наверх», пока не появился droit de franc-fief – довольно большой налог. У нас, в Англии, в нашем славном 1193 году земельного ценза на рыцарство еще нет, его введет только Эдуард I. То есть бывали и вполне себе безденежные башелье. Которым и лошадку надо было кормить, и доспех периодически менять-ремонтировать. И перед ними логично возникал вопрос, где взять денег? Тут и приходило на помощь понятие вассалитета. А между тем, сеньор многое должен был вассалу. Вассал обычно получал от сеньора лен и был обязан нести за это определённые повинности, прежде всего военную службу, обычно 40 дней в году. Сеньор в свою очередь был обязан, кроме того, что давал вассалу лен, защищать его и его имущество. 1 руководитель отряда Верхне-Донской археологической экспедиции Государственного исторического музея. 2 П.фон Винклер «Оружие. Руководство к истории, описанию и изображению ручного оружия с древнейших времен до начала ХIХ века» (впервые опубликовано в 1894г.)

Бартоломео Баретта: Простите, но понятие вассалитет и понятие наёмники - это небо и земля. Как минимум. И зарождение наемничьего института как такового произошло значительно позднее.

Бартоломео Баретта: Вассалите́т (фр. vassalité, от лат. vassallus) — система отношений личной зависимости одних феодалов (вассалов, министериалов) от других (сеньоров) в средневековой Западной Европе. Вассал обычно получал от сеньора лен и был обязан нести за это определённые повинности, прежде всего военную службу, обычно 40 дней в году. Сеньор в свою очередь был обязан, кроме того, что давал вассалу лен, защищать его и его имущество. Вассалитет сформировался в VIII-IX веках во Франкском королевстве. Крупные феодалы, становясь вассалами верховного сеньора и получая земли от него, имели вассалов в свою очередь и жаловали земельные владения им. Система сюзеренитета — вассалитета, так называемая «феодальная лестница» (принцип «вассал моего вассала — не мой вассал»), существовала только на территории Франции. Статус вассала также использовался и в межгосударственных отношениях. Теперь вспомним первых официальных наемников средневековья - итальянских кондотьеров. Итак, что такое кондотта - это воинское формирование, во главе которого стоит лидер - сам кондотьер, который мог быть равно рыцарем, дворянином, равно и не-рыцарем, богатым горожанином или главой какого либо ремесленного цеха, как в случае к примеру с однофамильцем моего персонажа, который сформировал свою кондотту из бывшего цеха шляпников. Кондотьеры использовались в междуусобных войнах в 14 веке (войны Гэнуи, Милана, Венеции), а в начале 15 выходят на европейскую арену, в частности отряд Баретты принял непосредственное участие в столетней войне. Это явление стремительно распространяется и по аналогии образуются германские "черные" банды, швейцарские и т.д. Наемник воюет не за землю, а за деньги. Заключает контракт, букве которого следует четко и безукоснительно. Условия контракта оговариваются сразу, как и плата. У наемников формируется свой кодекс, своя система внутренних взаимоотношений. У контракта есть четко определенный срок, который зависит от оговоренных условий. Вообщем, эти наемники - профессионалы и живут только войной. Война их кормит, поит и лелеет. Войной они живут и от войны же и погибнут. Вот как то так.


Бартоломео Баретта: В принципе, вот и статья в частности о кондотьерах, отлично обрисовывающая ситуацию с наёмными войсками в мире средневековья. Она посвящена не 12 веку, поэтому прячу ее под кат. Но рекомендую всем. Наемники Ренессанса - Итальянские кондотьеры XIV - XV веков Итальянское Возрождение коснулось в числе прочих искусств и военного. В ту эпоху Италия - это страна, в которой организация военного дела была наиболее высоко развита и она ближе всех стояла к созданию постоянных вооруженных сил. Итальянские кондотьеры стали козлами отпущения итальянской раздробленности, когда они с началом Итальянских войн были сметены ордами хлынувших из-за гор французов, испанцев и немцев. Система высокой организации военного дел была сломана, когда итальянские государства, разбросанные по блокам, душили друг друга в беспощадной схватке за чужие интересы. В огромном конфликте всеевропейского масштаба, Итальянских войнах, собственно итальянские вооруженные силы, разбитые на небольшие силы разных государств, разнесенные в разные лагеря, быстро сгорели без следа, сметенные залпами аркебузиров и канонадой крепнущей артиллерии. Источники и литература: Campano A. Braccii Perusini vita et gesta. (Rerum Italicarum Scriptores. XIX, p. IV) Iohanis Simonetae Rerum Gestarum Francisci Sfortiae mediolanensium ducis commentarii. (Rerum Italicarum Scriptores. XI, p. II) Block W. Die Condottieri. Berlin . 1913. Mallett M.. Mercenaries and their masters. London . 1974. Mille P. Braccio Fortebraccio. Perugia . 1974. Ricotti E.. Storia delle Compagnie di Ventura. V. 1-4. Torino. 1845. Центром интеллектуальной, культурной, политической, деловой жизни Европы в XIV-XV вв. являлась Италия. Плотность населения на полуострове была столь велика, что территориально относительно небольшие государства Италии имели численность населения, сопоставимую с численностью куда более обширных заальпийских соседей. Человек из-за гор воспринимался итальянцами как варвар, “ультрамонтан”. Все великие достижения мысли, чудеса архитектуры, литературные шедевры находились здесь, в Италии, полагали итальянцы. Они более чем прохладно относились к землям соседей за Альпами, предпочитая заниматься собственными проблемами. Италия XIV - XV веков - это самодостаточный политический мир с кипящей страстями жизнью. Определяющими жизнь полуострова являлись пять государств: Миланское герцогство, Венецианская республика, Флорентийская республика, Папское государство, Неаполитанское королевство. Множество других, более мелких политических образований попеременно примыкали то к одним, то к другим лидерам. Основная политическая тенденция Италии XIII - XIV в.в. - укрепление суверенитета городов, формирование многочисленных коммун сопровождалась обилием мелких конфликтов. Избавление от власти сеньора означало для города, в том числе, и потерю его покровительства, включая и военную защиту. Поясок стен и доблесть граждан отныне служили единственной защитой от посягательств соседей. Крупные синьоры и республики постоянно пытались реализовать свой военный потенциал для утверждения своей власти в том или ином городе Италии, причем часто их интересы скрещивались в одной точке. Все эти обстоятельства определили повышение спроса на военную силу. Ресурсы сбора классического рыцарского ополчения у итальянских монархов были невелики, а в республиках и вовсе ничтожны. Вальвасоры (мелкие рыцари) не могли обеспечить создание достаточно сильной армии. При этом Италия оставалась страной с колоссальным денежным оборотом, страной, куда стекалось золото со всех уголков Старого Света. Так вполне естественно в Италии стал формироваться рынок профессионалов-наемников, называемых mercenarii. Наемники стали появляться в больших количествах на генуэзской и сиенской службах с 1220-х г.г. например, знаменитые генуэзские арбалетчики). К середине XIII века к ним подключилась и Флоренция. В битве при Монтаперте в 1260 г. между сиенско-гиббелинской и флорентийской гвельфской армиями на стороне Флоренции сражались 200 наемников-кавалеристов. С ними были заключены 3-х месячные контракты и набирались они в Эмилии и Романии. В 1277 г. мы обнаруживаем 100 английских наемников на флорентийской службе. В 1289 г. граф Амаури Нарбонский, командовавший флорентийской армией при Кампальдино, имел в течение двух лет в 100 - 200 анжуйских кавалеристов. В первой четверти XIV в. Италию захлестнула волна немецких наемников, чьи отряды назывались Отрядами Удачи (Compagnii di Ventura). В последствии, это название распространилось на все наемные части Италии. Первоначально они насчитывали 50 - 100 человек и не оказывали заметного влияния на политику. Однако с середины XIV в. стали возникать очень мощные части, по численности напоминающие средневековые армии. В 1342 г. Великий отряд бывшего монаха Фра Мориале состоял из 3 000 barbute (немецких латников). В 1351 г. Великий отряд уже насчитывал 9 000 солдат (7 000 латников, 2 000 арбалетчиков). Под латником мы пониаем тяжелого средневекового кавалериста (man-at-arms, homme d'arme, uomo d'armo), т.к. термин рыцарь не вполне подходит, неся дополнительный социальный смысл. Каждый рыцарь являлся латником, но не каждый латник являлся рыцарем. Тогда же возникает отряд Св. Георгия (он же Великий), созданный Лодризио Висконти (2 500 латников, 1 000 пехотинцев (среди них было много швейцарцев)). В числе его соратников были Конрад фон Ландау и Вернер фон Урслинген, который, не стесняясь своей жестокости, именовал себя “врагом Бога на земле”. В 1361 г. появился Белый отряд (6 000 солдат). Первым его командиром был Альберт Штерц, затем - сэр Джон Хоквуд. Вместе с Хоквудом в Италии появились прославившие себя в идущей за Альпами Столетней войне английские лучники и привычка латников спешиваться. Этот отряд, никогда не покидавший Италии, послужил прообразом знаменитого Белого отряда Конан Дойля. В 1363 г. при Кантурино Белый отряд, находившийся на флорентийской службе, разбил отряд фон Урслингена. В Италии остались четыре крупных отряда: Хоквуда, Штерца, Бонгартена (отряд Звезды) и Амброджио Висконти (отряд Св. Георгия). Эпоха Великих отрядов явилась подлинным кошмаром для итальянских городов. По размерам это были подлинные армии, еще до Тридцатилетней войны воплощавшие в жизнь принцип Валленштейна: “Война кормит войну”. Маленькие городки жили в постоянном страхе быть разграбленными наемниками. Единственным способом защититься от такого отряда было нанять свой собственный. Только крупные государства могли себе позволить подобный найм. Разгром при Кантурино Великого отряда фон Урслингена был следствием войны между Миланом и Флоренцией. Милан конца XIV - начала XV вв. являлся наиболее мощной в военном отношении силой. До тех пор, пока был жив Хоквуд, благодаря его таланту, сохранялся паритет между Флоренцией и Миланом. В 1394 г. флорентийцы похоронили Джованни Аукута (так они называли Хоквуда) во флорентийском соборе Санта Мария дель Фьоре. Слава Хоквуда была так велика, что английский король Ричард II попросил разрешения флорентийцев похоронить его на родине в Хедингаме. Флорентийцы благородно возвратили прах великого кондотьера на родину, где его могила с тех пор была утеряна, но в соборе до сих пор можно видеть могильную плиту с его именем. Вместо Хоквуда в 1394 г. Флоренция пригласила на должность генерального капитана Бернадона де Серре. Де Серре был гасконцем, пришел в Италию в 1370 г. вместе с Бретонским отрядом. В 1402 г. Бернадон потерпел сокрушительное поражение от миланской армии при Казалекьо, после чего вернулся во Францию. Милан с конца XIV в. стал ведущей политической силой Италии. Его герцог, Джан Галеаццо Висконти проводил политику найма всех знаменитых кондотьеров. Больше всего это напоминало беззастенчивую скупку военных талантов. В результате в начале XV в. все выдающиеся кондотьеры Италии: Альберико да Барбьяно, братья Малатеста, дал Верме, Фачино Кане, Карманьола состояли на миланской службе. Всем соседям пришлось испытывать на себе силу миланского оружия, поступившись своими принципами вместе с частью территории. Именно в миланской армии этого периода наблюдается расцвет военных талантов итальянских наемных капитанов. Первым кондотьером-итальянцем стал Альберико да Барбьяно. Начиная карьеру в отряде Джона Хоквуда, он стал свидетелем резни, учиненной в Чесна. Вскоре, отделившись от Белого отряда, да Барбьяно сформировал собственную кондотту (7 000 солдат, 1 000 копий), назвав ее отрядом Знамени Св. Георгия. Его звездным часом стала битва при Марино 30 апреля 1 380 г., где был разбит Бретонский отряд. Папа одарил Альберико 8 000 дукатов и стягом с красным крестом на белом поле и девизом “Italia liberata dai barbari” (“Италия освобождена от варваров”). В дальнейшем у да Барбьяно нашлось немало последователей и с начала XV в. военное дело в Италии прочно переходит в руки итальянцев. Тактика боя Задача рыцаря - смять, сокрушить, подавить прямой мощью. Он сам - одиночный, универсальный боец, способный драться верхом и спешенным, владеть любым оружием. Он - боевая единица сам по себе, составляющий основу “копья”. Число вспомогательных бойцов не столь важно, оно меняется в зависимости от места, времени и возможностей. Поэтому не следует смешивать кавалерию и рыцарство. Первая есть продукт Нового времени, сущность ее заключается в скорости, натиске, способности произвести охват флангов врага, что достигалось выучкой и ежедневной тренировкой. Рыцарскую армию лучше всего сравнить с современной танковой дивизией, ударную мощь которой составляют 150 - 200 танков, при этом особенно не берутся в расчет пехотный и обслуживающий компоненты дивизии, насчитывающие до 15 000 человек, подразумевается, что в танковой дивизии есть их необходимое число. Поэтому никого не интересовал состав “копья” в средневековой армии, считалось, что оно включает необходимую поддержку для латника. Иногда на поле боя разные рода войск образовывали собственные формации, но чаще всего латник и его поддержка действовали в непосредственной связи друг с другом, то есть “копье” являлось не только административной, но и боевой единицей. В XV в. итальянская армия делилась на две части - кондотьеров, войск организованных в наемные отряды разной величины, и войска, составленные из отдельных наемников. Первые постоянные войска в Италии: гарнизонные части, стоявшие на довольствии государства - provisionati. В 1420 г. миланский герцог Филиппо Мария Висконти создал подразделение личной охраны (familiares ad arma, famiglia ducale). Оно сначала насчитывало 700 латников, в него записывали тех, кто служил в миланской армии 5 лет и больше. К 1467 г. эта часть достигла численности в 2 000 латников, сведенных в 11 эскадронов famiglia. По примеру Милана в Неаполе Альфонс V в 1442 г. создал свою famiglia в 1 000 латников, организованных в 20 эскадронов. Папская гвардия состояла в основном из пехоты и насчитывала 300 человек. Видимо, папа не испытывал необходимости в создании более престижных постоянных кавалерийских сил. Итальянское “копье” состояло из трех человек: двух латников и одного пажа. После появления Белого отряда Хоквуда итальянские латники хотя и переняли на время английский обычай драться пешими, но предпочитали, однако, бой в конном строю. Первый латник (capolancia) носил более тяжелое вооружение и считался ударной силой (armigero vero), второй был оруженосцем (piatto) и, несмотря на более легкий доспех, тоже считался тяжелой кавалерией. Паж (paggio, ragazzo) исполнял роль слуги в походе и очень редко, случайно, роль вспомогательного бойца на поле боя. Полное отсутствие в составе “копья” людей, оснащенных метательным оружием, объясняется наличием больших наемных пехотных контингентов, причем оплата профессионального арбалетчика была равна оплате латника (4 дуката в месяц). “Копье” в среднем получало 10 дукатов в месяц. Помимо постоянной оплаты существовали дополнительные деньги за штурм и за захваченную добычу и пленных. В 1404 - 1405 г.г. папские и венецианские войска получали по 15 дукатов, в 1414 - 12 - 13 дукатов, в 1420 - 10 дукатов на копье. На протяжении 1424 - 1454 г.г. Флоренция платила каждому копью 11 - 12 дукатов, папская армия - 9 - 10 дукатов, в то время как Милан и Венеция 8. Тенденция была такова, что чем более длительным был срок найма, тем меньше была месячная оплата. Во Флоренции XV в. мастеровой получал 20 - 25 дукатов в год, хороший мастер в два раза больше. На один дукат можно было купить около 400 л красного вина или 50 кг мяса. Боевой конь стоил 30 дукатов. Помимо отрядов кондотьеров существовали lance spezzate. Название означает “сломанное копье”, т.е. от копья отделялся всадник и нанимался на службу сам по себе. Государства, тем не менее, стремились организовывать lance spezzate в “копья”, как всякую тяжелую кавалерию. Некоторые записывались в lance spezzate, чтобы подчеркнуть свою независимость, но в основном эти войска состояли из дезертиров разных армий, в особенности из групп солдат, чей кондотьер был убит. Обычной практикой было взять на службу солдат отряда, записать их как lance spezzate и назначить им нового командира на свой выбор. “Копья” обычно сводились в эскадроны (squadri), обычно состоявшие из 25 “копий”. Внутри эскадрон делился на 2 - 3 капральства по 10 “копий”, во главе которых стояли caporali. С ростом к концу XV в. числа людей в копьях эскадрон мог насчитывать до 150 человек, но действительно дрались всегда 25 “копий”, которыми командовал caposquadra или squadriere. Впоследствии, эскадроны включались в более крупные подразделения - колонны, которыми командовали colonelli. Число эскадронов в колонне колебалось от 8 до 10, при этом кондотьерские тяды моги делиться между колоннами. Итальянская пехота (fanti, fanteria) в XV в. была исключительно профессиональной. Использование ополчения в поле было редким, экстраординарным и несерьезным. Пехота состояла из трех видов: копейщиков, щитоносцев и арбалетчиков. На каждую пару щитоносца с копейщиком приходилась пара арбалетчиков. Обычно пехота использовалась в гарнизонах, и насчитывала от четверти до половины от числа латников. На поле боя копейщики и щитоносцы образовывали стену, поддерживаемую сменяющимися стрелками, за которой переформировывалась кавалерия. Со второй четверти XV в. Франческо Сфорца начал использовать на поле боя пехоту активно, что достигалось высокой дисциплиной пехоты, командуемой Пьетро Бруноро и Донато дель Конте. Постепенно, к концу XV в., стало увеличиваться число пищалей в итальянских армиях, которые по-итальянски назывались schiopetto. Впервые массово schiopettieri были применены в битве при Молинелле (1467 г.) Бартоломео Коллеони. Латники терпеть не могли этого оружия, позволяющего дурно пахнущим простолюдинам (для замазки запального отверстия во время ожидания выстрела использовался человеческий кал) убивать латников на расстоянии. Во время штурма Перуджи латники, понесшие исключительно тяжелые потери от огня schiopettieri, ворвавшись в город, отрубали руки каждому, кого заставали с пищалью в руках. Однако всегда надо иметь в виду, что каждый пехотинец имел коня и в походе перемещался верхом. При ведении кампании итальянцы использовали три вида снабжения: из обозов, идущих из баз; из складов, создаваемых в районе операций; и, наконец, наиболее распространенный способ, покупку на месте. Флорентийцы имели даже три особых Signori del mercato dell esercito для этих целей. Если территория была вражеской, то о покупках на месте, естественно, речь не шла. В каждой армии имелись отряды guastatori (разорителей), состоящие из легкой кавалерии, в чьи функции входило, помимо нанесения ущерба территории врага, снабжение своих частей захваченным провиантом. Во время войны кондотьеры часто использовали полевые укрепленные лагеря, seraglii, где могла надолго укрыться целая армия. Кампании часто сводились к осаде таких лагерей, так, в 1441 г. Пиччинино блокировал Сфорцу именно таким лагерем и в течение полугода морил Сфорцу голодом, пока тот почти не сложил оружия, чему помешали уже чисто политические причины. Очень часто мнение о кондотьерах складывается по работам Макиавелли, который считал, что кондотьеры слишком много получали, слишком мало воевали и почти никого не убивали, предпочитая вместо убийства пленение врага. Кровожадность Макиавелли могла бы быть удовлетворена. На поле боя сложили свои головы такие кондотьеры, как Браччо да Монтоне (Аквила), Никколо Фортебраччо (Камерино), Кавалькабо (Чиньяно), Джентиле делла Леонесса (Манербио), Пьетро Бруноро (Негропонте). Макиавелли иллюстрирует “Историю Флоренции” данными о потерях. По его мнению, в битве при Ангияри (1440 г.) “один человек был убит, один упал с коня и задохнулся до смерти”. По сообщению хронистов, в этой битве погибло 900 человек с обеих сторон. В битве при Молинелле (1467 г.) утверждает Макиавелли, “несколько лошадей было ранено и взято несколько пленных”. Хронист пишет, что в этой нерешенной схватке “пало 600 человек, а на следующий день вся равнина смердела, и в каждой канаве лежало по телу”. В битве при Кампоморто (1482 г.) пало 1 200 человек, после сражения при Римини (1469 г.) монахи близлежащего монастыря Санта Колка собрали 300 трупов. В XV в. в Италии произошло 71 крупное сражение, 51 крупная осада. По интенсивности военных конфликтов Италия была, пожалуй, самой “горячей” точкой Западной Европы. Общие и городские хроники содержат разные сведения о стычках и войнах итальянских кондотьеров после смерти Джан Галеаццо Висконти. В это время возвысился Аттендоло Сфорца, и окрепла его дружба с Браччо да Монтоне. Эти два кондотьера стали основателями двух школ военного искусства и главами двух кланов, противостоящих друг другу - брачческов и сфорцесков. Бывали времена, когда все вооруженные силы Италии были собраны в этих двух лагерях. Браччо и Сфорца имели даже некую символическую общность. Оба родились и умерли почти в одно и то же время, оба только благодаря своей личной доблести и талантам добились огромной власти и стали первыми капитанами Италии своего времени, оба были обожаемы своими солдатами. Сфорца предпочитал наносить главный удар в генеральном сражении с помощью своих огромных сил и мощи, использовал активно пехоту. Браччо был мастером быстрых и неожиданных маневров. Браччо первым ввел в Италии использование в бою кавалерии в эскадронах чередующимися волнами, - прием, ставший впоследствии общим в тактике боя Италии XV в. Обе школы в дальнейшем получили достойных наследников. Брачческов возглавил Никколо Пиччинино, сфорцесков - сын Аттендоло Сфорца, Франческо, впоследствии ставший миланским герцогом. Одно из известных сражений эпохи кондотьеров - при Аквиле 2 июня 1424 г. - может дать представление о тактике боя того периода. Сражение положило конец очередной войне между двумя соперничающими группировками Неаполитанского королевства: королевы Джованны (войска Сфорцы и Кальдоры), которую поддержал папа Мартин V и короля Альфонса V (войска Браччо). Это было последнее сражение в жизни Браччо. Городок Аквила был осажден войсками Браччо. Никколо Пиччинино блокировал двумя бастидами подступы к городу, хотя Аквила уже успела получить подкрепления из Неаполя и от Мартина V. Для снятия осады города Лига двинула свою армию. Два лучших кондотьера Италии, Аттендоло Сфорца и Браччо Фортебраччо, противостояли друг другу. Когда союзная армия начала форсирование Пескары, разбухшей от дождей, в ее волнах трагически погиб Сфорца. Генеральный капитан Неаполя, Джакопо Кальдора, остановился в нерешительности. Однако сын Аттендоло, юный Франческо Сфорца, будущий миланский герцог, впервые проявил здесь свой организаторский гений. Он заставил всех упавших духом сподвижников поверить в то, что он - достойный наследник отца. Только благодаря его усилиям армия Сфорцы не развалилась, а уверенно двинулась на выручку Аквиле. После гибели Аттендоло Сфорца против Браччо продолжали оставаться его злейшие враги: оба Микелотти, Лодовико и Лионелло, его родственники Монтемеллини и главное, генеральный капитан Неаполя Кальдора, который жаждал уничтожить Браччо, своего первого учителя, чтобы вернуть свой потерянный феод. Ожидая приближения союзников, Браччо приготовил свои эскадроны: №1 - Пьер Джампаоло Орсини; №2 - Антонио Кантелини, граф ди Пополи; №3 - Никколо Фортебраччо делла Стелла; №4 - Брандолини Брандолини; №5 - Эразмо да Нарни по прозвищу Гаттамелата; №6 - Стинкеллино; №7 - Бальдони Малатеста; №8 - Никколо да Пиза; №9 - Антонио Гинеццони по прозвищу Антонелло да Сиена; №10 - Джованни Унгаро; №11 - Маттео да Провенца; №12 - Арриго делла Такка; №13 - Джованни по прозвищу Джанетто ду Акваспарте; №14 - Пиччинино; №15 - Браччо. Эти эскадроны имели разную численность, но были поделены на более мелкие формирования, всего 24, каждое из которых состояло из 60 “копий” (120 латников). Таким образом, у Браччо было 1440 “копий” против 3 360 “копий” Лиги. Помимо этого, Паоло ди Филиппо да Монтереколе с 200 “копий” и 300 арбалетчиков Бобьо Бальдески был назначен в эскорт знамени Браччо (черный баран на желтом поле) и обоза. Там же перечислен Уголино ди Никола, граф Марери. Никколо Пиччинино с 400 “копий” и 200 пехотинцев был назначен против Аквилы для прикрытия брачческов от вылазок. Ситуация была той же, что и восемь лет назад, в битв при Сан Эдиджио (7 июля 1416 г.). Тогда папские войска пытались снять осаду с Перуджи. Небольшая армия Браччо, разделенная на несколько эшелонов, постоянно сменяющих друг друга, целый день изматывала противника, удерживая его. Под вечер, Браччо, собрав все свои эскадроны в один кулак, обрушился на врага. Победа была полной. Генеральный капитан Церкви, Малатеста попал в плен вместе с 3 000 солдат и был казнен. Как и тогда, Браччо делал ставку на своих немногочисленных, но дисциплинированных кавалеристов. Перед сражением Браччо созвал совет. Гаттамелата предложил подождать противника, пока он не растянется по узкой дроге от Рокка ди Меццо в долине Атерно, внезапно атаковать его в нескольких пунктах, лишив его пути отступления и поддержки из Аквилы. Браччо вначале согласился с планом своего любимого кавалерийского офицера, но после рекогносцировки отверг его, т.к. выяснилось, что если войска займут свои позиции, то просто никого не останется, чтобы сдерживать Кальдору в узком дефиле холмов на выходе из Валле дел'Атерно. Поэтому Браччо развернул свои части на равнине перед ручьем напротив дефиле. Главной целью союзного главнокомандующего Кальдоры было снабдить Аквилу, причем желательно без битвы. Однако по решимости Браччо было ясно, что сражения не миновать. С оставлением частей Сансеверино и Санто Паренте с обозом, войско Лиги было организовано в 16 эскадронов по 300 “копий” (3 360 “копий”, 6 720 латников): №1 - Лодовико Колонна Лодовико и Меникуччо Уголини; №2 - Федерико да Метелика; №3 - Франческо Сфорца; №4 - Джерардо да Котиньола; №5 - Леоне Сфорца; №6 - Антонио Кальдора; №7 - Джованни ди Стерлино; №8 - Марино Росса по прозвищу Скарамучча; №9 - Аквавива Верардо, граф ди Сан Валентино; №10 - Джакопо Кальдоро; №11 - Паоло Тедеско; №12 - Лодовико Микелотти, Лионелло и Реньеро Монтемеллини; №13 - Джованни Карилло; №14 - Пьетро дал Верме; №15 - Андреа делла Серра; №16 - Луиджи ди Сансеверино. Первой линией (эскадроны №№ 3, 4, 5) командовал Франческо Сфорца. Микелотти, Антонелло ди Сан Эльпидио и Франческо Караччоло командовали, соответственно, центром, правым и левым флангом. Эскорт знамени Кальдоры (лев на задних лапах внутри восходящего солнца) возглавлял сын генерального капитана Антонио. Граф Долче командовал пехотой. И в той и в другой армии ее было по 3 000 солдат. Аквиланцы составили собственные отряды под общим командованием Антонуччо Кампонески. Их было 4 по четвертям города. Во главе каждого из них стоял Capo Quatri. №1 - четверть Санта-Мария - Кола ди Чинино. №2 - четверть Сан Джорджо - Джакопо ди Буччо. №3 - четверть Сан Джовани - Джакопо Карбаджо. №4 - четверть Сан Пьетро - ?. Общая численность отрядов составляла около 500 человек. В ночь с 1 на 2 июня отряды вышли из Порта Баццано (ворот Баццано) и стали ждать появления Кальдоры. Утром 2 июня 1424 г. первыми на равнине появились части под командованием Пьетро Теста, Джованни де Вероцци и Антонелло д'Ангвиссола, сопровождавшие обоз. Кальдора хотел спровоцировать на них Браччо, но лишь выстрел одинокой бомбарды с замка ду Окре был ответом на их появление. Первая линия Браччо, под руководством Доминико да Кампотосто и Гульельмо Марсико, в великолепном порядке, красиво развернувшись, прикрыли собственное расположение. Папский эскадрон №1 Колонны и Уголини повел на них атаку, но был отброшен за ручей Атерно и преследуем брачческами до тех пор, пока Колонна не был поддержан своими и, в свою очередь, не отбросил брачческов обратно. Браччо приказал этим силам отойти в укрепления, привести себя в порядок и отдыхать. Этой стычкой началось сражение при Аквиле. Браччо позволил свободно развернуться войскам Лиги, надеясь добиться решительной победы. Час спустя, Браччо форсировал реку и сам, в великолепном доспехе, отделанном серебром, собрав эскадроны Брандолини, Гаттамелаты и племянника Никколо повел их в атаку на Колонну. Понеся тяжелые потери, папский эскадрон был отброшен, но эскадрон да Метелика поддержал своих, и более многочисленная кавалерия союзников вынудила Браччо отступить. Когда это случилось, Франческо Сфорца со своими 3 эскадронами попытался прорваться через брод, но был встречен Малатеста, Унгаро и Антонелла да Сиена с таким ожесточением, что исход схватки несколько минут колебался в волнах реки, но все же Сфорца удалось ее форсировать, а за ним всему остальному войску. Браччо ждал этого момента. Почти все войско Лиги, непостроенное, скучилось на берегу после перехода. Браччо во главе своей casa, личной гвардии из 200 “копий”, рядом со своим знаменем бросился в атаку. Удар был чудовищным. Весь центр Лиги был смят и расстроен в одно мгновение, сам Кальдора был дважды сбит с коня, только Сфорца на правом фланге один смог сохранить какое-то подобие порядка. План Браччо начал выполняться - вражеская кавалерия была зажата между горой и болотом. Сзади Браччо стояла вся его кавалерия и пехота. Их оставалось только двинуть, но они продолжали оставаться на своих местах. В этот критический момент Микелетта, один из командиров неаполитанских сил, увидев, что пехота Браччо неподвижно стоит на холме, с немногочисленными латниками, бросился на выручку и постепенно стал восстанавливать порядок. Туда же, в свалку, была брошена пехота Лиги, наносившая удары в живот вражеским лошадям. Кавалерия брачческов была отброшена. В этот момент Сфорца, сломив сопротивление противостоящего ему эскадрона Малатесты, ударил с левого фланга на брачческов. Пиччинино, выделенный для наблюдения за Аквилой, увидев этот тяжелый для Браччо момент, собрал своих людей и бросил их на помощь своему капитану. Положение было восстановлено. Однако этот шаг Пиччинино стоил ему того, что его возвели в главные виновники поражения и смерти своего командира. Как только Пиччинино покинул свою позицию, 500 аквиланцев, получив приказ Кальдоры, немедленно атаковали малочисленный заслон, смяли его и ударили в тыл Браччо. Разгром был ужасный, раненый Браччо попал в плен вместе с большинством своих соратников. Пиччинино спасся случайно, прорвавшись сквозь вражеский лагерь в замок Паганика, где находилась казна в 66 000 дукатов. После разгрома к Пиччинино собралось не более 400 “копий”. Пленный и раненый Браччо, по свидетельству источников противной стороны, через несколько дней умер от “страшного огорчения”. Другие источники утверждают, что этим “страшным огорчением” явились для 56-летнего Браччо чудовищные пытки, которым его подверг Кальдора. Так оборвалась жизнь одного из самых прославленных кондотьеров Италии. В чем же была причина разгрома Браччо? Несомненно, решение Пиччинино прийти на помощь основным силам оказалось в конечном счете фатальным. Однако военная история знает немало примеров удачно завершавшихся рискованных решений и осуждать Пиччинино за то, что в критической ситуации он принял критическое решение, мы не в праве. Главное другое, почему Браччо не ввел в бой те силы, которые должны были уничтожить армию Лиги в момент, когда она была расстроена ударом Браччо? Многие итальянские историки удивляются, как он мог проглядеть момент решающего удара, ведь стоило только двинуть близстоящие кавалерию и пехоту. Автор считает себя в праве выдвинуть свое объяснение. Обычно полагают, что Браччо был ранен в последней атаке союзников, когда он и попал в плен. Но, если предположить, что Браччо ранили, и он потерял сознание в пылу своей главной атаки, то все встает на свои места. Дисциплина войск Браччо повернулась против него самого. Никто не имел права двигаться до получения приказа своего капитана. Его войска оставались на своих местах даже в виду очевидной необходимости атаковать - так хорошо были вышколены браччески. Это сражение показывает, что представление о средневековой битве, как о “большой драке”, вряд ли можно отнести к итальянским войнам XV в. Около бокового фасада падуанского собора - Базилики дель Санто, в том месте, где площадь пересекает улицу, лицом к городу, спиною к собору, стоит Гаттамелата - конный памятник кондотьеру Эразмо да Нарни - творение Донателло, поставившее его в один ряд с величайшими монументалистами всех времен. Венецианская республика, не имевшая себе равных на море, обеспечивала свою безопасность на суше с помощью наемных солдат. Предводители таких отрядов назывались кондотьерами. Их судьба иногда была драматической. Одни кондотьеры благодаря твердости характера, таланту полководца и, конечно, Фортуне достигали вершин славы и даже делались герцогами. Так, Франческо Сфорца, внук мясника, стал герцогом Милана. Другие, столь же способные в военных действиях, оказывались неудачливыми дипломатами и кончали свою жизнь в безвестности и нищете, а иногда погоня за Фортуной приводила их к смерти. Эразмо да Нарни, возможно, и не принадлежал к числу самых выдающихся полководцев, о он был опытным военачальником, честно выполнявшим свой долг. Пробившись из самых низов, он верно служил Флоренции, папству, а в течение последних десяти лет жизни был генеральным капитаном, то есть главнокомандующим сухопутными войсками Венецианской республики. За мягкость и вкрадчивость манер, которые напоминали современникам кошку, выслеживающую добычу, он получил прозвище Гаттамелата, что может быть переведено как Медоточивая кошка. Гаттамелата умер в Падуе в 1443 году семидесяти двух лет от роду и завещал похоронить себя в соборе Санто. Венецианская республика, учитывая заслуги кондотьера перед государством, разрешила создание конной статуи Гаттамелаты на средства его вдовы и сына. В 1443 году знаменитый итальянский скульптор Донателло отправился в Падую, где пробыл десять лет. Работа над памятником Гаттамелате началась, очевидно, в 1445 году, а в 1447 году Донателло уже осуществил его литье. Тем же годом датируется и сооружение постамента. Однако чеканка памятника заняла несколько лет и была завершена в 1450 году. Установка статуи на постамент была осуществлена только через три года. Как отмечает С.О. Андросов «Донателло вознес более чем трехметровую статую на восьмиметровый постамент. Такое решение затрудняет рассмотрение монумента для зрителя, однако его нельзя не признать в данном случае оправданным. Только поднятый на большую высоту памятник мог восприниматься как цельное, самостоятельное произведение рядом с расплывающейся громадой собора, тем более что Донателло направил движение лошади перпендикулярно основной оси собора. Кондотьер как бы покидает собор, удаляясь от него на спокойно шагающей лошади. Однако колоссальный пьедестал Гаттамелаты имеет и символическое значение. Он не случайно украшен изображением дверей, закрытых с западной стороны и приоткрытых с восточной. Это намек на то, что из царства мертвых нет возврата». Дело в том, что памятник имел когда-то функцию кенотафа (ложного надгробия) и находился среди могил на кладбище, окружавшем собор. Такой переходный характер монумента, когда он оправдывался церковными потребностями и не являлся самостоятельным и независимым памятником, очевидно, был предписан заказчиками. Донателло же смог решить этот кенотаф так, что спустя пять веков большинство зрителей и не догадываются о его культовом назначении>. Вероятно, в процессе создания монумента скульптор обращался к своим римским впечатлениям от конного памятника императору Марку Аврелию. Гаттамелата - пожилой человек, но еще полный сил, уверенно и спокойно сидит на лошади. Левой рукой полководец поддерживает поводья, а правой держит жезл. Лицо Гаттамелаты - один из великолепных примеров портретного искусства Донателло: нос с горбинкой, четко очерченный рот, небольшой подбородок. Скульптору удалось придать всему облику Гаттамелаты и некие общие черты, свойственные человеку его эпохи. Гаттамелата у Донателло не столько воин, сколько обобщенный образ человека Возрождения. Герой Донателло - воин-мыслитель, какие могли появиться только в то время. Вероятно, есть в нем и черты, свойственные самому Донато ди Никколо ди Бетто Барди… Во время работы над памятником скульптору пришлось, по-видимому, решить много сложных задач. И как всегда, Донателло уверенно справился с ними. Так, определенные трудности вызывало композиционное объединение фигур, всадника и коня. Для того чтобы смягчить прямой угол, образуемый их телами, Донателло ввел высокое седло с волютами впереди. Они обеспечили постепенный переход от фигуры кондотьера к гриве лошади. И направление движения жезла служит той же самой цели - объединить всадника с лошадью. «Гаттамелата, - пишет С.О. Андросов, - одет не в современные одежды, а в идеальные доспехи античного воина. Вероятно, именно их чеканка отняла много времени при создании монумента. На груди у кондотьера - крылатая маска гения. Кроме того, доспехи украшены фигурками путти и всадников. Очевидно, такое облачение Гаттамелаты Донателло и его современники рассматривали как одно из средств уподобления кондотьера полководцам древности». Надо подчеркнуть еще одну особенность падуанского памятника. Донателло сознательно укоротил ноги Гаттамелаты, чтобы они не свешивались за пределы корпуса лошади, - это позволяет подчеркнуть массивность ее тела, ноги лошади тоже слегка утолщены, чтобы снизу они не казались слишком тонкими. Все эти особенности свидетельствуют о вдумчивой и серьезной работе мастера над памятником Гаттамелаты. Монумент Гаттамелате открыл новую страницу в истории пластики. К нему, несомненно, обращались все скульпторы последующего времени, работавшие над конными памятниками, - от Верроккьо до Фальконе. И каждый из них мог найти в создании Донателло нечто полезное и поучительное для себя. Восторженно восприняли монумент, по-видимому, и современники. Недаром Донателло поместил на пьедестале свою подпись, что он делал не так уж часто. Известно также, что в марте 1451 года с Донателло велись переговоры о создании другой конной статуи - Борсо д'Эсте. Замысел этот, однако, так и не был осуществлен. Не подлежит сомнению, что мастер мог оставаться и дальше в Падуе. Лестные предложения ждали его и в других городах на севере Италии. И все же, создав в Падуе ряд шедевров, художник предпочел в 1453 году возвратиться на родину, во Флоренцию. Последние годы жизни Донателло - время заката героической поры флорентийского кватроченто. Во второй половине XV века правители Флоренции Медичи стремятся подражать вкусам и быту аристократии. И уже не героика, а утонченность, изысканность, изящество - вот что требовалось от искусства. Донателло умер 13 декабря 1466 года.

Роджер де Квинси: Бартоломео Баретта пишет: Теперь вспомним первых официальных наемников средневековья - итальянских кондотьеров. Мы говорим де-юре или де-факто? Де-факто наемные войска существовали еще со времен римлян. Смысл заметки о кондотьерах на игре, посвященной эпохе Ричарда Львиное Сердце и Иоанна Безземельного я тоже не понял. "Рыцарь не тупой, он - рыцарь" (с)

Бартоломео Баретта: Роджер де Квинси пишет: Де-факто наемные войска существовали еще со времен римлян. Мессир, вы улавливаете разницу между кучей народа, которому бабла отвалили и отрядом наемников-профессионалов? меду нумидийцами, купленными Карфагеном для охраны своих границ и германской бандой "Похотливые кабаны"? Разница есть и очень большая, я немного не понимаю, к чему тут валяющиеся в судорогах смайлы.

Бартоломео Баретта: Роджер де Квинси пишет: Смысл заметки о кондотьерах на игре, посвященной эпохе Ричарда Львиное Сердце и Иоанна Безземельного я тоже не понял. "Рыцарь не тупой, он - рыцарь" (с) Хм... Наверное, проблема во мне. Пошарил в теме, не нашел вашего первого сообщения, где вы рассказываете о сходности наемных армий и средневекового института вассалитета. Статья о кондотьерах выложена, чтобы опровергнуть это утверждение и пояснить. что переход средневековых армий к профессиональной наемной системе случился значительно позднее и отношения к вассалитету не имел почти никакого. Но поскольку я не вижу этого вашего сообщения, то и цитировать мне нечего. Вы его удалили?..

Роджер де Квинси: Бартоломео Баретта Уф-ф... Да, Вы сделали ошибку - Вы меня поняли неправильно. У нас тут бывают споры на тему историчности и достаточно жаркие, если Вы читали тему "библиотека". Единственная Ваша ошибка - Вы слишком остро все принимаете на свой счет. Не нужно. А я сожалею о том, что невольно втянул в дискуссию человека, которому в этой дискуссии некомфортно. Простите. Бартоломео Баретта пишет: ессир, вы улавливаете разницу между кучей народа, которому бабла отвалили и отрядом наемников-профессионалов? меду нумидийцами, купленными Карфагеном для охраны своих границ и германской бандой "Похотливые кабаны"? Разница в несколько веков. И только.

Бартоломео Баретта: Роджер де Квинси пишет: Разница в несколько веков. И только. Даже вот так?.. А не тысяч ли лет, простите? Нумидийцы заключали контракт? У них был кодекс? Не думаю.

Роджер де Квинси: Бартоломео Баретта пишет: Даже вот так?.. А не тысяч ли лет, простите? Нумидийцы заключали контракт? У них был кодекс? Не думаю. Я предлагаю по этому вопросу перейти в "Донжон", потому что здесь спор о нумидийцах, очевидно, "не в тему", но я готов ответить и по поводу контрактов, и по поводу кодексов.

Бартоломео Баретта: Благодарю, мессир, у меня есть предложение продолжить дискуссию о наемниках, но позднее. За два последних дня я отправил в игровую тему 1 пост, а в споры - уже не менее тридцати (бОльшая часть в личке) и я начинаю ощущать себя натуральным сетевым троллем, которому лишь бы повздорить и поссориться с кем ни попадя. Это со мной впервые, чес слово) Поэтому я готов поговорить с вами, а также обогатить местную коллекцию статей и своими в том числе, но я прошу позволения сделать это попозже. Ибо мозг порядком поврежден)

Рене Шанталь: Бартоломео Баретта пишет: Про отсутствующий английский язык, про башелье, которые с какого-то перепугу стали рыцарями, про права бастардов, Английского языка как такового в Англии сейчас нет. Читайте справочные темы. Копьем (рыцарский отряд такой) командовал рыцарь (рыцарь-башелье во Франции, рыцарь-бакалавр в Англии), отличием простого рыцаря был флаг с раздвоенным концом. Несколько Копий (при короле Франции Филиппе-Августе в начале XIII в. от 4 до 6) объединялись в отряд более высокого уровня - Знамя. Знаменем командовал рыцарь-банерет (его отличием был квадратный флаг-баннер). Рыцарь-баннерет отличался от простого рыцаря тем, что мог иметь собственных вассалов рыцарского звания. Могли быть случаи, когда рыцарь-баннерет не возглавлял несколько Копий, а формировал одно большое Копье. В этом случае в состав Копья входило дополнительно несколько рыцарей-башелье, не имевших собственных вассалов и собственного Копья." Про Францию подробней - "В каждом боевом отряде (bataille) бойцы группировались вокруг баннеров (стягов) и пеннонов (Пеннон – вымпел на копье простого рыцаря), число которых могло быть различным в зависимости от численности войска и посредством которых обозначались соединения, находившиеся под командованием рыцарей-баннеретов или рыцарей-башелье (Башелье – небогатый рыцарь, прибывавший на службу либо в одиночку, либо с незначительным сопровождением)."

Бартоломео Баретта: Баннерет имел право носить хауберт и двойную кольчугу. Ему подчинялся рыцарь-башелье, служивший за отсутствием вассалов под чужим знаменем. Башелье - простой дворянин, еще не получивший рыцарского достоинства и занимающий менее высокое положение, чем рыцарь-башелье, он служил рыцарю, который обучал его военному искусству. Французско-русский словарь, кстати, утверждает тоже самое, загляните.

Рене Шанталь: Бартоломео Баретта Я поняла, в чем проблема))) Видите ли, башелье и рыцарь - башелье - это два разных термина. На этом предлагаю вообще прекратить этот спор. Как таковой.

Бартоломео Баретта: Миледи!!! Я мечтаю его прекратить вот уже второй день! Я готов его прекратить немедленно! Сей момент! Я по натуре больше люблю рассказывать, я ненавижу спорить!

William De Bellem: Мессир Баретта, я еще тогда вам предложил понять тот факт, что существует игровая легенда, по которой форум живет уже некоторое время. И еще тогда сказал, что понятия могли меняться в течение даже одного века и одной страны. И еще тогда сказал, что цитаты из неуказанного источника типа "я считаю/я не согласен (я категорически не согласен)" или из Википедии, или из словаря, это, конечно, здорово. Но есть десятки авторов и их мнения могут быть очень разными, а словари тоже пишут люди, и дай бог, если они достаточно грамотны. Вы сказали, что вам нравится форум - отлично. Значит, вы его читали. Если читали, значит, видели справочные разделы. Мессир де Куинси начал раздел о стратегии и структуре для того, чтоб сказать: господа, мы считаем, что в 12-м веке, по которому мы играем, было то-то и то-то. Вы возражаете источником, говорящим об итальянских кондотьерах 15 века. У нас Англия 12-го века. Источники, говорящие об Англии 12-го века, у вас есть? Кроме Википедии и словаря? Дайте ссылку, мы с удовольствием прочитаем. И если вы думаете, что я устал меньше вашего, то зря. Потому что повторять "поймите, пожалуйста" сутки - очень утомительно. Посему я предлагаю завершить выяснение отношений и оперировать темой по-старинке: источник ссылкой и цитата в тему. Очень позитивно и хорошо работает. Рене Алилуя

Бартоломео Баретта: Мхм, а чем вам не нравится вики? В вики всегда есть ссылки на источники, вообще-то внизу. Инструмент достаточно серьезный. Вас интересуют мои источники, я накидаю их чуть позже. Хватит про кондотьеров, я тоже устал объяснять - почему я о них упомянул. Уффф... и вообще, хватит. Всё. Я беру на себя обет месяц не писать в эту тему и вообще вступать в исторические дискуссии. Нормальный такой рыцарский обет. Что-то рассказывать буду - спорить нет. Увольте.

Рене Шанталь: Господа, ни у кого нет возражений, если я вычищу тему и оставлю в ней только то, что было сказано по существу? Все же это справочный раздел, а не дискуссионный.

Бартоломео Баретта: Никаких возражений. Только про обет оставьте))))) Я на него ссылку давать буду)))

admin: У меня есть возражения. Когда я начну банить, мне будет, на что ссылаться. Значит так: 1. Этот форум - не историческая реконструкция. Это ролевая игра. ЛИ-ТЕ-РА-ТУ-РА. Якобы. 2. Идиотские споры с администрацией не приветствуются. С таким пылом дозволено обсуждать только одну тему - сюжет и игровое взаимодействие. 3. Если мессир Баретта не избавится от привычки всем что-то "рассказывать" (слава богу, по французски и по английски тут читают многие, и не только русско-французский словарь), попутно поучая сетевой этике, от отправится искать другой глобус. Всем все ясно?



полная версия страницы